shapka

Апрель 2024

Пунктом 4 статьи 71 Земельного кодекса РФ установлено, что при осуществлении государственного земельного надзора в отношении   гражданприменяются положения Федерального Закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее- ФЗ № 294) с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.

ФЗ № 294-ФЗ предусмотрена ответственность за нарушение настоящего Федерального закона, их права и защита:        

Имеют право при проведении проверки:

-непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

-получать информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;

-знакомиться с документами и (или) информацией;

-представлять запрашиваемые документы и (или) информацию   по собственной инициативе;

-знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц;

-обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав   в административном и (или) судебном порядке;

-привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке (статья 21).

-Право на возмещение вреда,

-причиненного при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля

1. Вред, причиненный вследствие действий (бездействия) должностных лиц   признанных неправомерными, подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством.

2. При определении размера вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием)   должностными лицами, также учитываются расходы   относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты их деятельности, и затраты, права и (или) законные интересы которых нарушены, осуществили или должны осуществить для получения юридической или иной профессиональной помощи.

3. Вред, причиненный правомерными действиями должностных лиц возмещению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (статья 22).

Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

1. При проведении проверок   лица обязаны обеспечить свое присутствие или иных должностных лиц или уполномоченных представителей   ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований.   

2. Лица, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и  не исполняющие в установленный срок предписаний  об устранении выявленных нарушений обязательных требований  несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 19.4.1, ст. 19.7, ст. ч.25,ч. 26 ст.19.5 КоАП РФ) (статья 25).

Защита прав при осуществлении государственного контроля (надзора

1. Защита прав осуществляется в административном и (или) судебном порядке.   

3. Нормативные правовые акты органов государственного контроля (надзора) или муниципальные правовые акты органов муниципального контроля, нарушающие права и (или) законные интересы и не соответствующие законодательству Российской Федерации, могут быть признаны недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 23).

Общественная защита прав

при осуществлении государственного контроля (надзора)

1. Имеют право осуществлять защиту своих прав и (или) законных интересов.

2. вправе:

1) обращаться в органы прокуратуры с просьбой принести протест на противоречащие закону нормативные правовые акты, на основании которых проводятся проверки;

2) обращаться в суд в защиту нарушенных при осуществлении государственного контроля (надзора) (статья 24).

Недействительность результатов проверки,

проведенной с грубым нарушением требований настоящего Федерального закона

1. Результаты проверки, проведенной с грубым нарушением не могут являться доказательствами нарушения обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления. 

2. К грубым нарушениям относится:  

1) отсутствие оснований проведения плановой проверки;  нарушение срока уведомления о проведении проверки;

1.1) привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан);

2) отсутствие оснований проведения внеплановой выездной проверки; без согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки;  

3) нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок;

4) проведение проверки без распоряжения или приказа;  

5) требование документов, не относящихся к предмету проверки; превышение установленных сроков проведения проверок;

6)  непредставление акта проверки;

7) проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок;

8) участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях, в отношении которых проводятся проверки (статья 20).

Особенности организации и проведения

в 2016 - 2018 годах плановых проверок  в отношении субъектов малого предпринимательства

1. с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении   субъектов малого предпринимательства.

3. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок проверки в отношении их.

Статья 26.1.

На основании ст. 25.1  Кодекса об административных правонарушениях РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.      

Согласно ст. 30.1 КоАП РФ,  постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами,  в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела (срок обжалования- 10 дней).     

На основании п.2 ч. 2 ст. 1 Кодекса об административном судопроизводстве  суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.